Процесс урегулирования убытков при возникновении страхового случая практически всегда означает конфликт финансовых интересов сторон-участников договора страхования (страховщика и страхователя и/или выгодоприобретателя), вне зависимости от предмета страхования, будь то страхование грузов, иного имущества или страхование гражданской ответственности.
Как известно между суммой возникшего убытка и размером страхового возмещения далеко не всегда стоит знак равенства. Основные проблемы при расчете страховой выплаты – разные подходы страхователя и страховщика к признанию случая страховым, возникающим в том числе из-за разной трактовки положений заключенного договора или правил страхования.
Обычно договор страхования не в полной мере отвечает ожиданиям страхователя, но детальное его изучение начинается уже после наступления страхового случая. Это приводит к потере времени, упущении важных деталей, что вполне вероятно влечет за собой отказ в страховом возмещении и последующие длительные судебные разбирательства.
Подводные камни деятельности страховщика, условий договора и правил страхования сложны для восприятия обывателя в связи с тем, что для многих страхователей заключение договора страхования и тем более наступление страхового случая является нетипичной ситуацией в рамках осуществления текущей деятельности. Но и у организаций, для которых добровольное страхование и взаимодействие со страховыми компаниями является делом обычным, могут возникнуть проблемы при урегулировании сложных случаев убытка.
Традиционно более сильную позицию в правоотношениях, вытекающих из договора страхования занимает страховщик. В штате крупных страховых компаний присутствуют специалисты, чья деятельность сводится исключительно к урегулированию возникшего убытка, то есть к определению фактического размера убытка и выплате компенсации с учетом интересов непосредственного работодателя в досудебном порядке.
Эксперты, специализирующиеся на урегулировании убытков, называются аджастерами. Аджастер не всегда выступает на стороне страховщика, а может являться независимой стороной или осуществлять свою деятельность в интересах страхователя (или выгодоприобретателя). Специалистов отдела урегулирования убытков страховых компаний в силу специфики должностных обязанностей также можно отнести к аджастерам, но их деятельность сложно назвать независимой.
В условиях экономии ресурсов, в том числе временных, трудовых и финансовых, стороны договора страхования в одинаковой мере заинтересованы в урегулировании спорных ситуаций в досудебном порядке. В связи с этим возникает потребность в независимой оценке и определении размера выплаты с учетом особенностей каждой конкретной ситуации, условий договора и правил страхования.
Являясь профессиональным экспертом в области урегулирования убытков, аджастер анализирует имеющуюся в распоряжении заказчика информацию, разъясняет способ расчета страховой выплаты, порядок взаимодействия со страховой компанией, обосновывает выплату (или отказ в выплате) страхового возмещения.
Аджастер принимает на себя полностью или в оговоренной части процессы, направленные на объективное и всестороннее рассмотрение события, подпадающего под определение страхового случая. Основная цель его деятельности – урегулирование возникшего убытка (с учетом обязательств страховщика, вытекающих из договора страхования и действующего законодательства), осуществляемое путем непосредственного взаимодействия со страховой компанией в интересах заказчика.
Привлечение компетентного независимого специалиста для урегулирования убытков увеличивает вероятность разрешения ситуации мирным путем, а также достижения согласия сторон в части размера материальной компенсации понесенных убытков.
© Независимое агентство сюрвея и аджастинга