При возникновении ситуации, требующей принудительного разрешения, стороны правоотношений обращаются за защитой своих законных прав и интересов в соответствующий суд.
Зачастую судебные разбирательства, связанные с транспортной экспедицией и перевозкой, возникают вследствие ненадлежащего исполнения обязательств непосредственного перевозчика и необходимости урегулирования возникшего убытка.
Убыток, как известно, в соответствии с российским законодательством подразделяется на ущерб реальный и упущенную выгоду. При урегулировании убытка, возникшего после транспортировки имущества, необходимо соблюдать несколько простых правил.
При обнаружении недостачи, повреждения или утраты груза в соответствии с действующим законодательством необходимо зафиксировать этот факт путем составления акта с подробным описанием обстоятельств произошедшего. Вполне очевидный нюанс, но с оговоркой – акт, составленный без участия перевозчика или экспедитора будет признан недействительным.
Самый верный вариант в таком случае – составлять коммерческий акт непосредственно при получении груза, а при отказе перевозчика, экспедитора или их законных представителей от участия или подписания – подписывать акт в одностороннем порядке, желательно в присутствии свидетелей, а второй экземпляр акта направить перевозчику по месту его нахождения. В случае несогласия с актом или его содержанием рекомендуется излагать свои возражения письменно, непосредственно в акте (во всех его экземплярах).
Требования к форме акта и его содержанию законодательно урегулированы ст. 82 Постановления Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом». При составлении любых актов рекомендуется составлять его максимально подробно, избегать неоднозначных формулировок, прилагать фото и видео материалы.
Следующий шаг после фиксации убытка – соблюдение досудебного (претензионного) порядка урегулирования спорной ситуации, который в отношении экспедитора и перевозчика является обязательным (п. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта").
Срок для ответа на претензию – 30 дней. В случае, если в тридцатидневный срок требования стороны не удовлетворены или ответ на претензию отсутствует, это приравнивается к отказу перевозчика или экспедитора от добровольного исполнения поступивших требований, претензионный порядок считается соблюденным, а пострадавшая сторона получает право обратиться в суд.
При обращении в судебное учреждение необходимо помнить о том, что законом установлены сроки защиты прав в судебном порядке, так называемая исковая давность. По общему правилу срок исковой давности составляет три года, но в отношении требований к перевозчику и экспедитору срок исковой давности сокращен и составляет всего один год. Срок исковой давности приостанавливается на период обязательного соблюдения претензионного порядка и с учетом месячного срока по итогу составляет один год и один месяц.
Несмотря на то, что исковая давность применяется судом только по заявлению стороны, необходимо помнить о последствиях ее пропуска – отказ в удовлетворении исковых требований без исследования иных обстоятельств по делу.
© Независимое агентство сюрвея и аджастинга