Основными рисками грузовладельцев при перевозке груза любым видом транспорта являются повреждение груза или его полная/частичная утрата.
Подавляющая часть сложностей грузовладельцев возникает в связи с неправильным оформлением документов или невнимательным отношением к незначительным на первый взгляд деталям.
В частности, первые проблемы, которые в перспективе могут сыграть не в пользу клиента, появляются именно в момент передачи груза экспедитору и подписания экспедиторской расписки.
Экспедиторская расписка представляет собой документ, подтверждающий факт приема экспедитором груза к перевозке и содержащий общую информацию о перевозимом грузе, его весе, объеме, количестве грузомест и состоянии груза в момент приемки.
На практике часто возникают случаи, когда представителем экспедитора после осмотра груза делается отметка в экспедиторской расписке о наличии внешних повреждений упаковки или ее полном отсутствии, что не всегда соответствует действительности.
Данной записи грузоотправителями не уделяется должного внимания, подписывая экспедиторскую расписку с подобной отметкой, грузоотправитель сводит к нулю шансы последующего доказывания, что груз был передан к перевозке в исправном состоянии.
Решающую роль в вопросе доказывания факта причинения убытков в результате виновных действий экспедитора, играет момент приемки груза грузополучателем и документальное оформление такой приемки.
При выдаче груза грузоотправителю необходимо осуществлять сверку фактического состояния груза с данными экспедиторской расписки. Например, количество грузовых мест, вес, внешнее состояние упаковки.
Не стоит пренебрегать досмотром как внешнего состояния упаковки груза, так и его внутреннего содержимого. Не рекомендуется подписывать документы, подтверждающие получение груза до его досмотра, так как отсутствие отметок о повреждении свидетельствует о надлежащем исполнении экспедитором своих обязательств по перевозке груза.
В случае наличия малейших сомнений в степени сохранности перевозки и целостности груза, необходимо осуществить досмотр содержимого грузомест при участии представителя экспедитора, письменно зафиксировав результаты такого осмотра.
При выявлении повреждений груза, необходимо привлечь к участию в приемке квалифицированную экспертную организацию с целью определения размера ущерба. В данном случае важен момент обнаружения повреждений и временны́е рамки.
Выявленные дефекты груза, возникшие в результате несохранной перевозки, подлежат фиксации в течение суток с момента приемки. Или в течение 30 дней в случаях, когда дефекты невозможно было установить при обычном способе приемки.
При организации и проведении процедур направленных на исследование причин возникновения ущерба, а также оценки его размера в денежном выражении, следует учитывать сокращённый срок исковой давности.
В соответствии со ст. 42 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договоров перевозок составляет 1 год.
Для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет также один год (ст. 13 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»)
© Независимое агентство сюрвея и аджастинга