Страхование призвано нивелировать риски, связанные с осуществлением определенной деятельности. Застраховать можно имущественные интересы по риску утраты или повреждения имущества, риски причинения вреда жизни и здоровью, возможно застраховать и риски, связанные с предпринимательской деятельностью.
Законом определены случаи, когда осуществление страхования не разрешается. Например:
В случаях, прямо предусмотренных законом, разрешено застраховать ответственность за ненадлежащее исполнение договора. В общем понимании такой договор страхования призван покрыть все убытки, связанные с нарушением договорных обязательств, включая пени, неустойки, иные штрафные санкции, и даже упущенную выгоду в определенных договором пределах.
В отечественном законодательстве прямое разрешение на заключение договоров страхования договорной ответственности экспедиторов отсутствовали. Однако судебная практика и анализ предложений страховых компаний показывает, что такое страхование все же осуществлялось. При более глубоком погружении в детали арбитражных споров, связанных с разногласиями между страховщиком и страхователем по поводу размера выплаты страхового возмещения (или вовсе отказа от осуществления такой выплаты) выясняется, что в ряде случаев такие договоры признаются договорами страхования смешанного типа (например договор имущественного страхования + страхование вреда), а в некоторых случаях внимание привлекает поведение страховщика, добивающегося признания договоров страхования ответственности ничтожными как противоречащими действующему законодательству.
Когда споры по договорам страхования доходят до компетентного суда, последнему необходимо установить предмет и содержание договора, а также применимое право. На деле оказывается, что договоры «страхования ответственности экспедитора» в большинстве своем не являются панацеей от ненадлежащего исполнения экспедитором договорных обязательств. Почему? Рассмотрим основания и размер ответственности.
В идеальном случае договор страхования ответственности экспедитора должен покрывать стоимость поврежденного груза, всевозможные пени и штрафы, убытки клиента. Так как выплаты страховой компании ограничиваются страховой суммой, стороны могут при согласовании договора установить оптимальный предел страховых выплат, который в случае наступления страхового случая устроит все стороны происшествия.
На сегодняшний день чаще всего встречаются так называемые договоры страхования ответственности, которые предусматривают выплаты при причинении экспедитором вреда жизни и здоровью третьих лиц или их имуществу, а также имуществу клиентов, принятого к перевозке. Именно такие договоры признаются судами смешанными. Конечно в зависимости от страховой компании объем застрахованных рисков, покрываемых страхованием может варьироваться, но все же осуществление страхования договорной ответственности в чистом виде до настоящего времени не осуществлялось.
Государственной Думой принят федеральный закон о страховании ответственности автоперевозчиков и экспедиторов за нарушение договора перевозки и договора транспортной экспедиции. После одобрения Советом Федерации, подписания Президентом и официального опубликования данный федеральный закон вступит в законную силу. Правоприменительная практика должна показать в каком направлении будет развиваться этот, безусловно, важный и необходимый институт снижения рисков участников логистического процесса.
© Независимое агентство сюрвея и аджастинга