г. Санкт-Петербург, ул. Конная, д. 22/5
Войти
Логин
Пароль
НЕЗАВИСИМОЕ АГЕНТСТВО СЮРВЕЯ И АДЖАСТИНГА
Заказать звонок
Логин
Пароль
Логин
Пароль

Страхование груза и ответственности. Основные различия

04.03.2020

Страхование груза и ответственности

Страхование призвано нивелировать риски, связанные с осуществлением определенной деятельности. Застраховать можно имущественные интересы по риску утраты или повреждения имущества, риски причинения вреда жизни и здоровью, возможно застраховать и риски, связанные с предпринимательской деятельностью.

Законом определены случаи, когда осуществление страхования не разрешается. Например:

  • запрещено страховать свои возможные потери от азартных игр,
  • существует запрет на страхование расходов, которые стороны могут понести при освобождении заложников,
  • в гражданском законодательстве присутствует общий запрет на страхование противоправных интересов.

В случаях, прямо предусмотренных законом, разрешено застраховать ответственность за ненадлежащее исполнение договора. В общем понимании такой договор страхования призван покрыть все убытки, связанные с нарушением договорных обязательств, включая пени, неустойки, иные штрафные санкции, и даже упущенную выгоду в определенных договором пределах.

В отечественном законодательстве прямое разрешение на заключение договоров страхования договорной ответственности экспедиторов отсутствовали. Однако судебная практика и анализ предложений страховых компаний показывает, что такое страхование все же осуществлялось. При более глубоком погружении в детали арбитражных споров, связанных с разногласиями между страховщиком и страхователем по поводу размера выплаты страхового возмещения (или вовсе отказа от осуществления такой выплаты) выясняется, что в ряде случаев такие договоры признаются договорами страхования смешанного типа (например договор имущественного страхования + страхование вреда), а в некоторых случаях внимание привлекает поведение страховщика, добивающегося признания договоров страхования ответственности ничтожными как противоречащими действующему законодательству.

Когда споры по договорам страхования доходят до компетентного суда, последнему необходимо установить предмет и содержание договора, а также применимое право. На деле оказывается, что договоры «страхования ответственности экспедитора» в большинстве своем не являются панацеей от ненадлежащего исполнения экспедитором договорных обязательств. Почему? Рассмотрим основания и размер ответственности.

Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом

  • Во-первых, экспедитор обязан возместить стоимость принятого и поврежденного в процессе транспортировки имущества клиента (полностью или частично в зависимости от степени повреждения), а также возместить убытки, причиненные ненадлежащим исполнением обязательства.
  • Во-вторых, в случаях, когда договором согласованы иные штрафы или пени (например, за нарушение сроков подачи автотранспорта под погрузку или разгрузку, предоставление транспорта в ненадлежащем состоянии или в состоянии, не соответствующем нормам перевозки конкретного товара), экспедитор будет обязан оплатить и их, при отсутствии оснований, освобождающих его от ответственности.

В идеальном случае договор страхования ответственности экспедитора должен покрывать стоимость поврежденного груза, всевозможные пени и штрафы, убытки клиента. Так как выплаты страховой компании ограничиваются страховой суммой, стороны могут при согласовании договора установить оптимальный предел страховых выплат, который в случае наступления страхового случая устроит все стороны происшествия.

Смешанный договор страхования ответственности

На сегодняшний день чаще всего встречаются так называемые договоры страхования ответственности, которые предусматривают выплаты при причинении экспедитором вреда жизни и здоровью третьих лиц или их имуществу, а также имуществу клиентов, принятого к перевозке. Именно такие договоры признаются судами смешанными. Конечно в зависимости от страховой компании объем застрахованных рисков, покрываемых страхованием может варьироваться, но все же осуществление страхования договорной ответственности в чистом виде до настоящего времени не осуществлялось.

Государственной Думой принят федеральный закон о страховании ответственности автоперевозчиков и экспедиторов за нарушение договора перевозки и договора транспортной экспедиции. После одобрения Советом Федерации, подписания Президентом и официального опубликования данный федеральный закон вступит в законную силу. Правоприменительная практика должна показать в каком направлении будет развиваться этот, безусловно, важный и необходимый институт снижения рисков участников логистического процесса.

© Независимое агентство сюрвея и аджастинга


Назад к списку
Нужна консультация?
Подробно расскажем о наших услугах, видах работ и типовых проектах, рассчитаем стоимость и подготовим индивидуальное предложение!
Задать вопрос
ИНСПЕКТИРУЕМ ГРУЗЫ