г. Санкт-Петербург, ул. Конная, д. 22/5
Войти
Логин
Пароль
НЕЗАВИСИМОЕ АГЕНТСТВО СЮРВЕЯ И АДЖАСТИНГА
Заказать звонок
Логин
Пароль
Логин
Пароль

ТОП-10 ошибок заявителей по искам о взыскании убытков*

21.08.2019

cargo-insurance.jpg

  1. Подробное изложение в исковом заявлении всех, даже малозначительных обстоятельств, равно как и противоречивых обстоятельств по произошедшему убытку

    Зачастую заявители пытаются подробно рассказать обо всех обстоятельствах порчи или утраты груза, не уделяя достаточного внимания правовым основаниям предъявляемых требований.

    Подобная аргументация снижает эффективность позиции заявителя, размывает основные аспекты, которые требуют более пристального внимания, как суда, так и других участников процесса, и, как следствие, приводит к неудовлетворительному результату.

    Формируя правовую позицию на этапе подготовки искового заявления следует учитывать особенности законодательства, регулирующего транспортно-экспедиционную деятельность, а также сложившуюся судебную практику.


  2. Предъявление требований экспедитору о возврате оплаченной стоимости услуг по организации перевозки в связи с частичной /полной утратой груза, или его повреждении.

    Удовлетворение требования о взыскании провозной платы в судебном порядке зависит от верной квалификации сделки и условий ее заключения.

    В зависимости от предмета договора и обязанностей сторон сделка может быть квалифицирована как договор транспортной экспедиции, договор перевозки грузов или в некоторых случаях как договор смешанного типа.

    Обязанность возврата перевозчиком провозной платы (наряду с полным возмещением ущерба, в случаях, когда провозная плата в стоимость груза не включена) пропорционально стоимости утраченного груза предусмотрена п.9 ст.34 Федерального закона от 08.11.2007 "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".

    Обязанность возврата экспедиторского вознаграждения, в соответствии с п.3 ст.7 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", может быть установлена договором транспортной экспедиции.

    Нередко при составлении искового заявления по спору, вытекающему из договора транспортной экспедиции, в перечень исковых требований ошибочно включается возврат экспедиторского вознаграждения без анализа договора на предмет отсутствия данного условия и со ссылкой на ст.34 Федерального закона от 08.11.2007 "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".


  3. Начисление процентов за пользование денежными средствами по правилам ст. 395 ГК РФ на сумму убытков.

    Согласно правовой позиции ВС РФ – обязанность уплаты процентов, начисленных в порядке, предусмотренном ст. 395 ГК РФ, наступает со дня вступления в законную силу решения суда, в соответствии с которым удовлетворено требование о возмещении причиненных убытков при условии допущения просрочки их уплаты должником. При этом сумма начисленных процентов носит зачетный характер по отношению к размеру убытков (п.41, 57 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 №7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств").


  4. Несоблюдение досудебного порядка урегулирования споров в отношении части требований, изложенных в исковом заявлении.

    Пункт не требует излишних комментариев – перечень требований, в отношении которых не требуется соблюдение обязательного досудебного порядка урегулирования споров приведен в статье 4 АПК РФ. В случаях, когда дополнительные требования к экспедитору не подпадают под действие указанной статьи, включение их в перечень претензионных требований перед обращением в арбитражный суд с соответствующим иском – обязательно.


  5. Предъявление исковых требований за пределами сроков исковой давности.

    В отношении требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, применяется сокращенный годичный срок исковой давности. Согласно ст. 13 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», исчисление срока начинается со дня возникновения права на предъявление иска.


  6. Предъявление требований о взыскании полной стоимости груза при его частичном повреждении, отсутствии доказательств невозможности дальнейшего использования по назначению и/или невозможности/экономической нецелесообразности осуществления ремонта.

    Пределы ответственности экспедитора достаточно четко регламентированы статьей 7 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

    В частности, в случаях повреждения груза (вне зависимости от степени повреждений) не рекомендуется делать самостоятельные выводы о невозможности ремонта и/или дальнейшей эксплуатации поврежденного груза по прямому назначению, а также стоимости ремонта и его экономической целесообразности.

    В соответствии с законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» оценка ущерба должна производиться организациями, имеющими соответствующие лицензии. Эти же организации вправе производить стоимостную оценку ущерба и выдавать заключения. Случаи отказов в удовлетворении исковых требований по причине недоказанности невозможности дальнейшей эксплуатации груза нередко встречаются в судебной практике. При подготовке к судебному разбирательству рекомендуется прибегнуть к услугам экспертных организаций.


  7. Несоответствие выводов досудебной экспертизы фактическим обстоятельствам дела или позиции заявителя. Несоответствие экспертного заключения требованиям арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

    Организация проведения досудебной экспертизы в установленном действующим законодательством порядке и получение надлежаще оформленного экспертного заключения значительно повышает шансы разрешения дела в пользу заявителя. Особое внимание важно уделить вопросам, поставленным перед экспертом применительно к конкретной ситуации, относимости и допустимости вероятных выводов эксперта к предмету спора.


  8. Рассмотрение дела в порядке упрощенного производства.

    В вопросах, связанных с возмещением ущерба, возникшего в результате несохранной перевозки, не рекомендуется прибегать к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства, т.к. такого рода судебные разбирательства в большинстве случаев требуют дополнительных разъяснений сторон, назначения и проведения экспертиз различного рода (от товароведческих до технико-криминалистических) и предъявления сторонами дополнительных доказательств.


  9. Нарушение правил подсудности.

    На стадии подготовки искового заявления рекомендуется более внимательно изучать условия заключенного договора, условиями которого зачастую фиксируется договорная подсудность, и, как правило, по месту нахождения экспедитора. Нарушение правил подсудности может значительно затянуть судебный процесс.


  10. Отсутствие квалифицированного представительства.

    Юридическая деятельность имеет свою специфику, как и любая другая сфера деятельности. В соответствии со ст. 59 АПК РФ – граждане вправе вести дела в арбитражном процессе как лично, так и через представителей. Вместе с тем присутствие представителя не лишает Вас права принимать участие в судебном заседании. Представительство в арбитражном суде требует особых навыков, в том числе и практических. При этом общих знаний в области права и личностных качеств может оказаться недостаточно. Процессуальное законодательство предполагает равноправие и состязательность сторон, любая неточность или неосторожное высказывание могут быть использованы опытным оппонентом против Вас, а значит обеспечение защиты интересов лучше доверить квалифицированному специалисту. Не стоит недооценивать важность присутствия представителя в судебном заседании вне зависимости от степени уверенности в своей правоте. И тем более не стоит недооценивать своих процессуальных оппонентов.


*на основе анализа судебной практики по спорам, вытекающим из договоров транспортной экспедиции


© Независимое агентство сюрвея и аджастинга


Назад к списку
Нужна консультация?
Подробно расскажем о наших услугах, видах работ и типовых проектах, рассчитаем стоимость и подготовим индивидуальное предложение!
Задать вопрос
ИНСПЕКТИРУЕМ ГРУЗЫ