На сегодняшний день грузоперевозки автомобильным транспортом являются одним из самых востребованных способов перемещения грузов из всех существующих. Это связано в том числе с территориальными особенностями нашей страны, ее протяженностью. По данным Росстата протяженность автомобильных дорог на конец 2018 года составила 1 529 373,40 километров. Кроме того, традиционно перевозка грузов автомобильным транспортом считается одним из самых быстрых способов доставки, уступая по скорости лишь авиаперевозкам, выигрывая при этом по стоимости.
Однако, несмотря на внешние преимущества перевозок автомобильным транспортом, так активно рекламируемых крупными российскими перевозчиками и экспедиторами, риски утраты или повреждения вверенного им груза все же существуют. Причины различны – от проблем, связанных с ошибками персонала профессиональных участников логистического рынка (перевозчиков), дорожно-транспортных происшествий (в этой части российская статистика стабильно негативна на протяжении многих лет), до умышленного хищения ценных грузов третьими лицами. Процент случаев, приходящихся на утрату или повреждение грузов от общего объема грузоперевозок автомобильным транспортом - невелик, но попадание в этот процент не вызывает положительных эмоций грузовладельцев.
Один из факторов снижения риска при перевозках является страхование грузов. Инструмент страхования активно применяется в Европе, количество застрахованных грузов уверенно приближается к стопроцентной отметке, чего не скажешь о российском рынке. Несмотря на общее недоверие к страховой системе, страхование грузов при работе с крупными российскими перевозчиками становится скорее принудительной, чем добровольной мерой. Как правило, экспедитор оставляет за собой право отказать в перевозке в случае отказа грузовладельца от страхования. Для того, чтобы облегчить судьбу грузовладельцев, экспедиторы берут документальное оформление страховой защиты на себя, за определенное договором транспортной экспедиции вознаграждение.
Однако само по себе наличие страхового полиса на практике не всегда гарантирует полное покрытие всех возможных убытков, связанных с порчей или полной утратой груза. В соответствии с действующим в РФ Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности», ответственность за утрату или порчу груза несет именно экспедитор (для сравнения в Европе ответственность перевозчика ограничена условными единицами за каждый килограмм утраченного груза). Данный факт закладывает принципиальную разницу между рынком страхования в России и Европе и обуславливает разницу в объемах страхования. В нашей стране сторона, наиболее заинтересованная в осуществлении страхования грузов – перевозчик (или экспедитор), в Европе – грузовладелец.
Зачастую, при возникновении ситуации, подпадающей под определение страхового случая, начинается так называемый «поиск виноватых». Нередки ситуации, когда экспедитор, ссылаясь на факт страхования груза перенаправляет грузовладельца к страховщику, последний же единолично рассматривает каждый случай на предмет признания его страховым и принимает решение о страховой выплате.
Обратимся к статистике. Информация о размерах страховых выплат, страховых сумм и премий является открытой (в том числе в разрезе страховых компаний). Эти данные аккумулируются и размещаются на официальном интернет-сайте Центрального банка Российской Федерации. Так, за 2018 год размер страховых взносов по договорам добровольного страхования грузов составил 20 532 589 126,59 рублей (По данным ЦБ РФ). За указанный период заявлено 61 795 страховых случаев, процент отказа в страховой выплате составил 9%. Незначительный процент на первый взгляд, но в статистических данных наибольший интерес представляет именно размер страховых выплат. На 56 084 урегулированных страховых случаев суммарно приходится 2 607 827 608,11 рублей страхового возмещения. То есть средний размер выплаты составляет менее 50 000 рублей на каждый случай. Большая часть страховых выплат приходится на Центральный Федеральный округ – 66% от вышеуказанной суммы, на втором месте Северо-Западный Федеральный округ – 21%. Выводы о несоразмерности страховых выплат понесенным убыткам исходя из представленных данных – очевидны.
Основные проблемы при возникновении убытка нередко вызваны нарушенной последовательностью действий собственника груза. Документальное оформление убытка, в частности, может сыграть решающую роль в вопросе его последующего возмещения. Необходимо помнить, что страхование груза не освобождает перевозчика от ответственности, предусмотренной действующим законодательством. Особое внимание стоит уделить и выбору страховой компании, опираясь на статистические данные, обычно не афишируемые страховщиками – например, процент отказа в страховом возмещении.
© Независимое агентство сюрвея и аджастинга