Одна из проблем, с которой сталкиваются перевозчики и грузовладельцы при осуществлении перевозки – недостача груза.
Как и все инциденты, имеющие место в логистике, она требует надлежащего документального оформления.
Недостача может выражаться как в частичном отсутствии грузомест, единиц груза, так и отклонения от нормы в весовом выражении.
Проблемы при смешанных и многоэтапных перевозках
При смешанных или многоэтапных перевозках возникает необходимость определения момента возникновения недостачи и виновных лиц. При этом пострадавшей стороной может оказаться именно последний из перевозчиков, при выдаче груза которым и обнаружится нехватка груза. В случае, если перевозчик при приеме груза от предыдущего участника транспортировки не зафиксировал факт несоответствия груза товаросопроводительным документам и не сделал в них соответствующую отметку, вина практически со стопроцентной вероятностью ляжет на него.
Проблемы перевозки в опечатанном отсеке автомобиля
В случае недостачи во время перевозки в опечатанном отсеке автомобиля с претензиями в большинстве случаев следует обращаться к отправителю, при этом порядок документального оформления неизменен. Даже при целостной пломбе необходимо проводить полную проверку груза на предмет соответствия условиям договора и товаросопроводительным документам, фиксация выявленной недостачи значительно облегчит дальнейшие разбирательства относительно обстоятельств ее возникновения и последующего возмещения.
Общее правило фиксации факта недостачи – осмотр и составление отчета, желательно с участием третьих лиц (экспертов) и обязательно с участием представителя перевозчика.
Грузоотправители по факту недостачи груза:
Способы контроля прибывшего груза грузополучателем для обнаружения недостачи:
Вина перевозчика при утрате или частичной недостаче груза признается по умолчанию (презюмируется).
Перевозчик будет нести ответственность за любую недостачу, возникшую по его вине, кроме возникшей под действием обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Вопреки убеждениям некоторых перевозчиков – недостача, возникшая в результате хищения или умышленной порчи груза третьими лицами, не относится к числу обстоятельств, не зависящих от перевозчика и не может являться основанием для освобождения от ответственности. Сложившаяся судебная практика подтверждает данную точку зрения, Пленум Верховного Суда поставил жирную точку в этом вопросе еще в середине 2018 года, разъяснив, что хищение имущества во время перевозки является риском перевозчика, который последний в состоянии предусмотреть.
Экспедитор отличается от перевозчика степенью вовлеченности в процесс транспортировки и разнообразием оказываемых услуг, связанных с такой транспортировкой. Экспедитор чаще всего является организатором перевозки, в отличие от перевозчика, который обычно оказывает услуги по перевозке собственными силами.
Размер ответственности экспедитора за недостачу в целом не отличается от ответственности перевозчика. И экспедитор и перевозчик заинтересованы в надлежащем документальном оформлении причиненного ущерба и обстоятельств происшествия, так как в силу законодательных особенностей они вынуждены занимать оборонительную позицию, доказывать отсутствие своей вины.
Страховщик, как сторона, ответственная за возмещение убытка в пределах оговоренной договором страхования суммы, все чаще выражает желание присутствовать при осмотре и фиксации размера ущерба, особенно при инцидентах с крупными партиями или дорогостоящими грузами. Кроме того, страховая компания, как правило, не лишена возможности проводить самостоятельные осмотры с целью оценки причиненного ущерба и определения размера страховой выплаты.
Предъявляя претензии по факту недостачи груза, следует помнить, что законодательство, регулирующее отношения по перевозке и транспортной экспедиции, предполагает довольно жестко регламентированный порядок действий. Пренебрегая надлежащим осмотром и документальным оформлением происшествия – будь то недостача, частичная утрата или повреждение груза, пострадавшая сторона рискует не получить возмещение убытков в дальнейшем.